Полезная информация


Правильное питание

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно А. Витамин А

содержится в таких продуктах, как печень, желток яиц, сливочное масло, морковь, шиповник, зеленый лук, молоко. Витамин А является компонентом

зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза.

 

Организация рабочего места в школе и дома

Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является

естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 люкс. Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают

достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности.

В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых

солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период естественного света не хватает, поэтому

необходимо включать искусственное освещение.

Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Освещенность рабочих поверхностей лампами

накаливания не должна быть меньше 150 люкс, люминесцентными лампами - 300 люкс. На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол.

Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. При искусственном освещении настольная лампа должна находится слева и быть обязательно

прикрыта абажуром. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате.

Рабочая поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствует вашему росту и пропорциям тела.

 

Соответствие роста школьника размерам, мебели

 

Рост школьника, см

Высота стула, см

Высота стола, см

Разница высот стула и стола, см

120-129

35

57

22

130-139

38

62

24

140-149

41

67

26

150-159

44

72

28

160-169

47

77

30

170-179

47

79

32

 

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30 - 35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние ' согнутой в локте руки).

 

Режим дня и зрение

Физическая культура, спорт, закалка - самые лучшие средства сохранения здоровья, наука и практика подсказывают, что особенно на первых порах

самые простые упражнения и есть самые эффективные. Решающий эффект приносят последовательность и упорство в их применении.

Исследования врачей показали, что после занятий физической культурой у школьников возрастает острота зрения, улучшаются и другие зрительные

функции. Наблюдения гигиенистов говорят о том. что 82 - 85% дневного времени учащиеся среднего школьного возраста находятся в состоянии

относительной неподвижности (сидят). Эти школьники отстают в росте и массе тела от своих сверстников, чаще болеют, у них чаще наступает

ухудшение зрения.

Физическая работа улучшает функционирование многих систем организма, обмен веществ, усиливает вентиляцию легких, кровоснабжение мозга и

всех органов и систем организма, в том числе органа зрения. Работоспособность человека также меняется периодически, при этом физиологи

отмечают два главных периода активности: от 9 до 12 часов и от 16 до 18 часов.

Вот почему большинство ребят учатся в первую смену, а уроки готовят после 16 часов. В промежутке между этими периодами вы отдыхаете,

занимаетесь физическим трудом, спортом, играми, т.е. такой деятельностью, которая по своему характеру противоположна предыдущей. Что касается

школьников, занимающихся во вторую, смену (с 14.00), то им домашние задания рекомендуется делать утром (с 9.00 до 11.00 - 12.30). Вечером после

школы отмечается снижение функционального состояния всех систем организма, ребятам в это время лучше погулять, заняться физическим трудом,

спортом, помочь по дому и т.д.

 

Возраст

Зрительная нагрузка

Перерыв

1-2-3 класс

20 минут

10-15 минут

4-5-6 класс

25-30 минут

10-15 минут

7-8 класс

45 минут

10-15 минут

11 класс

60 минут

10-15 минут

 

Телевизор в доме

Есть "хорошие" и "плохие" телезрители. "Хорошие" телезрители выбирают ту передачу из всей программы, которая им нравится, обсуждают

увиденное, спорят. Телевидение заставляет их сопереживать, побуждает к активности, возбуждает любопытство, толкает на поиск и т.п. "Плохие"

телезрители - это те, которые включают телевизор сразу, как только пришли домой, и выключают его, ложась спать, а между делом разговаривают,

читают, едят, время от времени бросая рассеянный взгляд на экран.

Ежедневное оцепенение приводит к застою мысли, душевной пассивности. Длительный просмотр телепередач может повести к усилению

невротических реакций вплоть до развития судорожного припадка. Напряжение зрения объясняется не какой-то особой спецификой телевидения, а

скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать

дополнительной нагрузкой на зрение.

Уже у 3-летних детей зрительная работа (рассматривание картинок, рисование, лепка, просмотр диафильмов, телепередач) занимает 1.5 часа в день

(17 часов в неделю), у детей 5-6 лет - 2.5 часа в день (21 час в неделю), у детей младшего школьного возраста 5-7 часов в день (30-42 часа в неделю), у

школьников среднего и старшего возраста еще больше - 8-10 часов в день (48-60 часов в неделю).

Таким образом продолжительность зрительной работы детей дошкольного и школьного возраста в течение недели достаточно велика. Для

предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до

телевизора ( на расстоянии не ближе 1.5-2 м от черно-белого и 2-3 м от цветного телевизора), освещение в комнате, качество изображения на экране.

Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение.

 

Просмотр телевизионных передач

 

Дошкольники

15-20 минут

в день

Школьники младших классов

30-40 минут

в день

Школьники старших классов

40-60 минут

в день

 

Ребенок и компьютер

Для школьников длительность занятий с компьютером не должна превышать: В 1 классе – 10-15 минут, 2-5 классах – 15-20 минут, 6-7 классах – 20-25

минут, 8-9 классах – 25-30 минут, 10-11 классах – 30 минут на первом часу занятия и 20 минут на втором.

В те же временные рамки должны укладываться домашние занятия с компьютером. Если подросток более глубоко изучает компьютер – допускаются

занятия по часу-полтора, но при этом каждые 15 минут глазам нужен отдых.

 

 

© 2018 Центр Охраны Зрения Детей - Все права защищены